Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Рубен Руис Ибаррури

Рубен Руис Ибаррури

1920-1942г.

Рубен Ибаррури… Думал ли этот мальчик из шахтёрского посёлка, Саморростро, затерянного в горах Бискаи, что о нём будет написана книга?
Он прожил недолгую жизнь- неполных 22 года. Осколок вражеского снаряда сразил его в степях под Сталинградом, у станции Котлубань. А в детстве, в шахтёрской семье басков, книга была редкой гостьей у Рубена и у его семьи. Были Библия, молитвенники, книги, которые доставляли в рабочие посёлки католические священники.
Нет, никогда не думал мальчик из Саморростро, что о нём будет написана книга. Простой рабочий паренёк, влюблённый в дороги, в песни, и друзей, Рубен горячо любил свою родину – Испанию, и свою вторую родину – Советский Союз. Об удивительной и такой обычной для того поколения жизни Рубена рассказывают экскурсоводы школьного музея. Школа завоевала высокую честь – носить имя Героя Советского Союза Рубена Руиса Ибаррури.

Рубен родился в Испании 9 января 1920 года в горняцком посёлке Саморростро. Селение приютилось в городах Бискаи, что на севере Испании. Недалеко было море. Семья Ибаррури снимала часть небольшого каменного дома.  На первом этаже в нём находилось стадо хозяйских коз. Половина второго этажа была предоставлена семье Ибаррури за большую плату. В спальне не было окон, и там вечно дымилась вонючая карбидная лампа. На кухне стены были мокрыми, потому что протекала крыша. Отец Рубена работал на шахте. Жизнь шахтёров была безрадостной, полной нужды и лишений.
Чтобы сводить концы с концами, мать была вынуждена стирать бельё и шить для богатых людей. От постоянного недоедания и болезней умерли в раннем возрасте 4 сестры Рубена. Баские горняки никогда не мирились со своим положением. Слова «борьба», «свобода» Рубен слышал с детства. На его глазах не раз замирали шахты, а улицы посёлка вскипали демонстрациями. С детских лет мальчик был свидетелем того, как полиция по ночам обыскивала их дом, перетряхивая жалкий семейный скарб в поисках оружия и запрещённой литературы. Рубен знал многих людей, приходивших к его родителям. Мальчик не только никогда никому не говорил о том, что делается у них дома, но, приходя со школы, он гулял вокруг дома, чтобы вовремя предупредить о появлении не званных гостей. Вот что произошло б однажды, когда в доме Ибаррури находился раненый товарищ родителей, скрывавшийся от полиции («повесть о Рубене», стр. 123-125).
В школе Рубен учился не долго, главным учебником его была сама жизнь – полна опасностей, и порой и жестокости. В сентябре 1931 года мать Рубена уехала в Мадрид и не вернулась. Она оказалась в Тюрьме. Отец тоже в то время находился в тюрьме. Рубен остался один со своей сестричкой Амайей. Он научился и нехитрый обед приготовить, и полы вымыть, и постирать. Колол дрова, топил печь, ухаживал за младшей сестрой.

В 1932 году мать Рубена, Долорес Ибаррури, была выехала в Мадрид для подготовки VI съезда Коммунистической партии Испании. Она взяла с собой Рубена. С этого времени Рубен стал помощником партии: помогал охранять подпольные собрания, собирал деньги в помощь политзаключённых, распространял рабочую газету, «Mundo obrero», расклеивал листовки. Когда мать снова арестовали, Рубен и в дождь, и в зной дежурил у тюрьмы в надежде увидеться с марью. Долорес Ибаррури очень волновалась за своих детей. Фашисты угрожали не только ей, но и ее детям. Товарищи по партии посоветовали отправить Рубена и Амайя в Советский Союз. В мае 1935 года Рубен впервые ступил на землю Страны Советов. Эта земля стала ему родной, за неё он отдал свою жизнь в борьбе с фашистами. 

Мать Рубена Долорес Ибаррури

Веселый и общительный Рубен быстро сроднился с новыми для него людьми. Особенно много друзей появилось у него среди рабочих Московского автозавода, куда он поступил учеником. С детства мечтал стать механиком и поэтому с радостью взялся осваивать станок в инструментальном цехе. Он старается быть похожим на своих новых товарищей. 

Сестру Рубена Амайю направили в детский дом города Иваново, а его взяли в свою семью старые большевики Лепешинские. Чтобы юноша не чувствовал себя в доме одиноким, Лепешинские стали изучать испанский язык. В своих письмах к сестре Рубен с восторгом рассказывал об этих удивительных людях. Рубен много читает, участвует в общественной жизни. Вместе со своими сверстниками друзьями, изучает столицу, город Москву, посещает музеи, выставки, театры, исторические места. Он полюбил Москву не меньше, чем город своей юности - Мадрид.

Рубен Ибаррури с сестрой Амайей

Рубен и сам удивился тому, что так быстро научился свободно говорить по-русски. И лишь одно омрачало жизни Рубена - тревожные вести из Испании. Он с жалостью читал газеты, слушал сообщение по радио, с нетерпением ожидал письмо от матери.

В июле 1936 года в Испании начался военно-фашистский мятеж против законного правительства. Вернуться на родину занять место среди испанских республиканцев становятся главным желанием Рубена. Он несколько раз обращался в ЦК комсомола с просьбой отправить его в Испанию. Там обещали помочь, но посоветовали овладеть одной из военных специальностей. Рубен поступает в Сталининградское авиационное училище. Учится он дни и ночи, полюбил самолет, отлично освоил пулемет. Но его всё больше томило нетерпение. Военные сводки из Испании и зазвучали всё тревожнее.

(Из воспоминаний Иванова Сафроновича Шипули, друга Рубена по авиационному училищу. «Обстановка в Испании становилась всё напряжёнее. Рубен очень переживал, волновался, плохо спал. Однажды я проснулся, а Рубен лежит с открытыми глазами. Я спросил: «О чём вы думаете, Рубен? Почему не спите?» «Иван я не могу спокойно спать, -ответил Рубен. - Перед глазами стоит моя любимая Родина, стонущая под ярмом фашизма.Во мне разгорается жажда мести врагу за зверства, причинённые трудовому народу Испании».

Неожиданно Рубена вызвала военно-врачебная комиссия. Вывод окулиста стал приговором – летать нельзя, глаза не четко различают цвета, было обидно, и всё же юноша не унывал. Время не было потеряно напрасно. Республиканской армии Испании нужны были, конечно, и пулеметчики.
Скрывая свое имя и возраст, он приехал в объятую пламенем войны Испанию. Вступил в ряды Республиканской армии с требованием отправить его на фронт. Командование направило его рядом стрелком в горную роту Северного фронта. Рубена получил боевое крещение в Республиканской армии Эбро, которой командовал легендарный Modesto.
     Из воспоминаний первого Генерала народной армии Испании Хуана Модесто.

   «Рубен был бесстрашным и решительным человеком. Я это понял сразу, как только он обратился ко мне с просьбой, кет, с требованием отправить его на фронт. Я хотел было его отговорить. То же самое требовал сделать ещё один человек – Павлито- так называли в Испании Родимцева. Мы доказывали Рубену, что шестнадцатилетних нельзя принимать в армию, иначе все школьники ринутся в добровольцы, но Рубена невозможно было уговорить. В нем было столько твердости и решимости сражаться с врагом, что ни я, ни Капитан Павлито не устояли. Рубена сказал нам: «Как я могу не быть среди бойцов за свободу? Моя кровь, моя жизнь принадлежит моему народу, моей Испании.» Воевал Рубена храбро и умело. Отлично владел пулеметом, часто ходил в разведку. Во время тяжелого каталанского наступление сержант Ибаррури со своим передовым разведывательным отрядом прикрывал отход товарищей.»

Под натиском вооружённых до зубов фашистов Рубену вместе с боевыми друзьями пришлось покинуть истекающую кровью испанскую землю. Перейдя границу Франции юноша попал в концентрационный лагерь Аржелес. Много бедствий и лишений перенёс Рубен, пока ему не удалось совершить побег и пробраться в нашу страну, которая стала для него второй родиной. В Москве жила его мать и сестра Амайя. На расспросы о пережитом Рубен отвечал односложно, словно нехотя. А потом вдруг обратился к матери: 

«Мама, я никогда ни о чём не просил тебя. Сейчас нарушу это правило. Помоги мне как можно скорее поступить в любое военное училище. Покуда существует фашизм, войны избежать не удастся.»

Рубен Ибаррури с мамой Долорес Ибаррури

Вскоре Рубен стал курсантам военного училища. Закончив ускоренный курс обучения, он получил звание лейтенанта. Служил Рубен в Московской пролетарской дивизии, где командовал взводом, а потом пулемётной ротой. Увлечённый службой, Рубен дневал и ночевал в казарме. Уже в первые дни Великой Отечественной войны Рубен оказался на переднем крае. В письмах к родным он писал, что до конца исполнит свой долг революционера-интернационалиста, что будет сражаться так же непоколебимо, как советский летчики и танкисты сражались в его родной Испании.
В начале июля 1941 года в Белоруссии, вблизи города Борисова на реке Березине лейтенанту Рубену Руису Ибаррури с небольшой группой храбрецов поручили прикрывать вынуждены отход подразделения палка. 6 часов гремел неравный бой. Отважные пулеметчики удерживали мост, не давая противнику переправляться через Березину. За это время полк отошел на указанную рубеж, подготовился к бою. Здесь у моста, Рубен был тяжело ранен. Один из наших танков, подошел на помощь, подобрал раненого лейтенанта Ибаррури и вывез его в Безопасное место. За подвиг, совершенный на Березине, в сентябре 1941 года Михаил Иванович Калинин вручил лейтенанту Ибаррури орден Красного Знамени сказав при этом:

- «Вы были смелы, как подобает воину-антифашисту.
Тяжелое ранение, полученное под Борисовом, требовало длительного лечения. Рубен очень страдал от вынужденного безделья. Их письма Рубена к матери от 8 июля 1941 года:

«Самое обидное для меня то, что пришлось покинуть часть, а главное моё желание поскорее задушить этих гадов. Для меня большая честь и гордость, что я могу бороться в рядах Великой и непобедимой Красной Армии. Глубоко уверен, что фашисты сломали здесь свои зубы. И страна непобедима.»
Тишина госпитальной палаты была не по характеру Рубену. С еще незажившей раной он возвращается на фронт. И снова жестокие бои, изнурительные походы по не легким фронтовым дорогам. Шел 1942 год фашисты рвались к Волге, к Сталинграду. 22 августа 1942 года завязался Тяжелый бой за железнодорожный разъезд у станции Котлубань. Фашисты не однократно атаковали наши рубеж обороны, но безуспешно. Вовремя одной из атак капитан Рубен Ибаррури был ранен в руку. Быстро разрезать ножом рукав гимнастерки, сам перевязал рану и продолжил руководить боем.

26 августа, поздно вечером, отражая последнюю, 6-ю по счёту атаку противника, Рубен в самый ответственный момент боя лёг за пулемет и открыл огонь по вражеской пехоте. Из воспоминаний Парашука, ветерана войны, солдата из роты Рубена. (Из газеты «К. Пр.»)

Рубен Руис Ибаррури

По материалам ж.  «Дружба № 1,1989. Международная поисковая акция «Имя на обелиске». Работник Волгоградского музея боевой славы 35-й гвардейской дивизии Валентина Ивановна Нефёдорова (музей в сельхозтехникуме).
    

Адреса фронтовиков, встречавшихся с Рубеном Ибаррури:

  1. Наруруз Шангиреевич Игмаламбетов (г. Уральск)
  2. Николай Сергеевич Лустин (г. Киров. Калужской области)
  3. Мария Ивановна Нечипоренко, хирург (обл. Больница, г. Волгоград)
  4. Пётр Афанасьевич Субин (г. Севастополь)
  5. Андрей Алексеевич Абасов (г. Иваново)
  6. Мария Мусиевна Малышко ( г. Москва)
  7. Зоя Васильевна Яницкая (г. Волжск,ул. Мира, д. 12 а)

Именно хирург Нечипоренко М.И. оперировала смертельно раненного Рубена.

Под Сталинградом сложилось очень сложная обстановка. К разъезду, ведущему на Котлубань, прорвались немецкие танки. Бомбардировки были страшными – до двух тысяч самолетов в день, почти три недели подряд. На оборону двинулась немецкая лавина, но, не выдержав мощного пулеметного огня, отступила. А ночью пошли в очередную атаку. Робен, сменив убитого пулеметчика, открыл огонь.

Из письма бывшего заместителя командира пулеметной роты №75 Андрея Абасова:

«В тот день, в начале боя, меня сбило с танка Т-34 воздушной волной и контузило. Механик-водитель и стрелок-радист были убиты. Командиру танка, лейтенанту Осипову оторвало кисти рук. Когда я пришел, увидел Рубина. Это была ужасная картина: его ранило в грудь навылет, и возле него в таком же беспомощном состоянии находился замполит Ф. Розенталь, тоже раненый в грудь. По моему приказу их направили в тыл на немецкой конной повозке. Больше я его не видел…»

Ранение Рубена оказалось смертельным. Скончался он в ночь с 3 на 4 сентября 1942 года. Из воспоминаний хирурга Марии Ивановны Нечипоренко, которая оперировала смертельно раненного Рубена (стр. 1-  красная из ж. «Дружба»). Из письма бывшего заместителя командира пулемётной роты Андрея Абасова. (Стр.2- красная). Из рассказа Зои Васильевны Яницкой. О Рубене.
Приказом командующего Сталинградским фронтом Рубен Руис Ибаррури был награждён вторым Орденом Красного Знамени.
После войны останки Рубена были перенесены в Волгоград и захоронены на площади Павших Борцов. Здесь же установлен памятник майору-волгоградцу Каменьщикову, капитану Фаттяхутдинову и капитану Рубену Ибаррури.

«В Волгограде, на Площади павших бойцов,

Испанец летит- капитан Ибарурри.

Пассионарии сын и солдат

Он в сорок втором защищал Сталинград.

Он пел, умирая за эти края:

Россия, Россия, Россия моя…»

 

В 1956 году Рубену Руису Ибаррури было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Стенды школьного музея